Вы находитесь здесь: Статьи о стоматологии материалы и препараты Основные этапы технологии работы со стеклоиономерными цементами

Наши клиники

Впервые обращаетесь в наши клиники?
Телефоны:

(499) 737-15-00 в Коньково

(495) 374-73-33 на Мичуринском

 Семейная стоматологическая клиника доктора Осиповой

Основные этапы технологии работы со стеклоиономерными цементами
03.04.2009 15:35
Скатова Е.А., Носова Е.М., Андронова Н.А.
Кафедра детской терапевтической стоматологии МГМСУ

Повышенный интерес к вопросам выбора и клиническим аспектам применения различных пломбировочных материалов несомненно связан с тем, что их спектр постоянно обновляется, появляются новые разработки, модифицируются и совершенствуются свойства уже известных материалов. Однако на практике весьма распространена ситуация, когда врач, начиная использовать новый материал, не уделяет должного внимания изучению и овладению навыками техники работы с ним. Главный акцент ставится на «погоне» за наиболее новыми разработками, но при отсутствии навыков работы это ведет к снижению качества оказываемой помощи, росту числа осложнений.
Стеклоиономерные цементы, как и другие группы материалов, имеют собственную специфическую технологию работы на этапах замешивания, подготовки полости и обработки выполненной реставрации.
Целью настоящего исследования явилось изучение уровня знаний и практических навыков врачей и студентов стоматологического факультета по технологии работы со стеклоиономерными цементами.

Материал и методы

На первом этапе работы мы изучили литературные источники, а также инструкции и руководства по применению различных традиционных СИЦ и приняли за основу следующие правила работы с данной группой материалов:

•  Всегда встряхивать порошок перед тем, как открыть: макрочастицы порошка оседают на дно, микрочастицы - остаются сверху.
•  Точно отмерять необходимое количество порошка/жидкости.  Порошок отмеряется только мерной ложкой, прилагающейся к данному материалу, излишки порошка удобно удаляются о полумембрану на крышке упаковки порошка. Жидкость - одна (или две) капли (при легком надавливании на бутылочку] на порцию порошка, количество капель указывается для каждого материала индивидуально и прописывается в инструкциях и на мерных ложках и крышках упаковки порошка.
 • Для замешивания следует использовать бумажный блокнот и пластиковый шпатель. Не следует использовать стандартный металлический  шпатель  и  стекло для замешивания, так как компоненты металла и стекла могут нарушить процесс полимеризации.
•  Разделить порцию порошка на 2 части, распределить жидкость тонким слоем на бумаге. Внести половину порции порошка в жидкость. Тщательно смешать втирающими движениями  шпателя.  Добавить оставшуюся часть порошка. Общее время замешивания должно составлять 20-25 секунд.
•  При пломбировании цемент должен иметь тонкую пастообразную консистенцию и блестящую поверхность,  которая свидетельствует о наличии в массе свободной полиакриловой кислоты, обеспечивающей химическое соединение материала с твердыми тканями зуба. При потере блеска пользование цементом не допускается.
•   Для улучшения адгезии СИЦ и удаления смазанного слоя перед постановкой пломбы следует использовать кондиционеры. Кондиционер наносится на отрепарированную поверхность на 10 или 20 секунд в зависимости от концентрации препарата (20% или 10%) и смывается водой.
•  После наложения пломбы ее нужно на 24 часа изолировать лаком от ротовой жидкости, так как СИЦ чувствительны к воздействию слюны или дегидратации (например GC Fuji Varnish).
• Можно покрыть поверхность реставрации светоотверждаемым защитным лаком GC Fuji Coat LC. Но еще лучше нанести слой нанонаполненного самоадгезивного защитного лака G-Coat Plus (GC) для стеклоиономеров и композитов. Он укрепляет поверхность, заполняет микротрещины, обеспечивает дополнительную защиту области границы реставрации.

На втором этапе, основываясь на приведенной технологии работы с СИЦ, была разработана анкета для выявления уровня знаний и навыков врачей. Для оптимизации сбора информации вопросы были сформулированы в виде тестов и касались ключевых аспектов технологии работы с СИЦ. С целью получения реальных данных, анкетирование проводилось в анонимном режиме, не фиксировались имя врача, номер или название клиники, где он работает, для студентов - номер группы.

Для проведения сравнительного анализа анкетирование проводилось в 3 группах.

1  группа (21 респондент) - врачи-стоматологи детские, ведущие терапевтический прием в государственных клиниках.
2 группа (22 респондента) - врачи-стоматологи детские, ведущие терапевтический прием в коммерческих клиниках.
3  группа (20 респондентов) - студенты 5 курса стоматологического факультета МГМСУ, анкетирование которых проводилось после завершения практики по детской терапевтической стоматологии. Следует отметить, что перед началом анкетирования мы уточняли - используют ли респонденты СИЦ для реставрации в своей клинической практике, и опрос проводился только в случае положительного ответа.

Результаты

Государственные клиники.

В результате анализа данных, полученных в ходе исследования, было установлено, что самый низкий уровень практических навыков имеют врачи государственных клиник.
Наиболее правильными были ответы на вопросы относительно замешивания и внесения в полость СИЦ (76% и 71% правильных ответов соответственно), 41% респондентов правильно ответили на вопрос о готовности материала, на остальные вопросы в среднем 70% опрошенных ответили неправильно. Вопрос относительно получения калиброванной капли вызвал затруднения у всех респондентов. Однако несоблюдение технологии работы в данной группе нельзя обосновать недостаточным материально-техническим оснащением или спецификой приема. Анализ знаний о технологии работы с СИЦ позволил установить, что все свои знания они применяют на практике и результаты практически совпадают. Данная ситуация свидетельствует, что важной причиной несоблюдения технологии является недостаточность знаний о работе с СИЦ у врачей государственных клиник.

Коммерческие клиники.

В ходе анкетирования врачей коммерческих клиник было установлено, что уровень знаний и навыков в данной группе выше, чем среди врачей государственных клиник. Тем не менее, определено, что существуют отличия между тем, что врачи знают и тем, как они работают на практике. При анализе уровня навыков выявлено, что более половины респондентов полностью соблюдают в своей практике технику работы с СИЦ, и среднее количество правильных ответов составило 70%, тогда как в первой группе средний показатель составил 35%. Почти 100% правильно набирают порошок, около 70% правильно дозируют жидкость, соблюдают методику внесения материала, используют кондиционер и лак. Однако на вопросы о технике замешивания и оценке готовности к внесению в полость материала правильные ответы дали около 55% опрошенных. В то нее время среднее значение правильных ответов, касающихся знаний врачей, составил 80%. Все респонденты правильно указали необходимость использования кондиционера и методику дозирования порошка. Также отличия уровня знании от навыков выявлены по оценке готовности материала к внесению и по использованию лака -больше показатель «знаю», чем «делаю». Можно предположить, что данные отличия свидетельствуют о стремлении врачей сократить время постановки пломбы за счет исключения кондиционера и лака, а использование замешанного материала после потери блеска - желанием сэкономить, не брать другую порцию.

Студенты.

При анализе данных анкетирования студентов 5 курса было выявлено, что среднее количество правильных ответов составило 70% как по уровню знаний, так и по уровню навыков. Следует отдельно сказать, что отличия между показателями на диаграмме возникли вследствие несоответствия количества респондентов по знаниям и навыкам. 4 студента указали, что не имеют опыта практической работы со стеклоиономерными цементами. В целом оказалось верным предположение, что студенты наиболее скрупулезно и тщательно соблюдают на практике все технологические этапы работы с СИЦ, о которых они имеют сведения. Выявлено, что наименьшее количество правильных ответов студенты дали на вопросы относительно кондиционеров и лаков, что свидетельствует об их недостаточной информированности. Однако отрадно отметить, что только в группе студентов ни один из респондентов не указал, что техника внесения материала в полость идентична у СИЦ и композитов.

Выводы

1. Во всех исследуемых группах выявлен   недостаточный  уровень знаний о технике работы с СИЦ.
2. Наиболее сложная ситуация определена среди врачей государственных поликлиник, где среднее количество правильных ответов составило 35%.
3. Среди врачей коммерческих клиник определено несоответствие между уровнем знаний (в среднем 80% правильных ответов) и практическими аспектами работы.
4. Студенты 5 курса стоматологического факультета МГМСУ недостаточно информированы о необходимости кондиционирования отпрепарированной полости перед внесением СИЦ и покрытии пломбы защитным лаком.